В настоящее время для разработки сайта есть несколько разных вариантов. Один из самых быстрых способов – разработка сайта на одном из популярных конструкторов. Таких решений на рынке существует очень много, клиенты останавливаются на них из-за простоты и низкой стоимости разработки. Правда, за этими плюсами часто кроются дополнительные расходы – например, за домен второго уровня или различные доработки.
Другой вариант разработки – сайт на базе известной CMS, как Битрикс, WordPress и другие. На базе CMS можно разработать крупные корпоративные сайты, интернет-магазины, маркетплейсы. Этот вариант удобен как для клиента, так и для агентства, которое разрабатывает сайт. Плюсами такого способа являются наличие готовых решений и различных модулей, скорость разработки, а также удобство администрирования и управления контентом ресурса. Команда Webit чаще всего создает сайты на базе популярной CMS-системы 1С-Битрикс, поскольку мы являемся официальным Золотым партнером сервиса и имеем большой опыт работы с ним.
Есть также более сложные варианты разработки на базе фреймворков или полностью с нуля. Эти способы подойдут проектам, которые не имеют жестких ограничений по времени, требуют реализации уникального функционала, для решения нетривиальных задач. Главные недостатки – большие затраты и долгий срок разработки.
Методологии разработки
Методология разработки – это совокупность методов, правил, средств, определяющих подход к разработке программы, сайта или мобильного приложения. Моделей разработки очень много. Самые распространенные из них:
- Каскадная модель (Waterfall, водопад). В этой модели разработка проходит поэтапно, а каждый новый этап не начинается, пока не закончится предыдущий.
- Разработка через тестирование (V-model). Клиент вместе с командой разработки составляет требования для тестирования на каждом этапе.
- Инкрементная модель. Представляет собой разработку по частям и подходит для продукта, которому нужен быстрый выход на рынок.
- Итеративная модель (Итерационная). Основывается на общей идее заказчика, без четкого понимания конечного продукта. Используется для крупных проектов с неопределенными требованиями.
- Спиральная модель. В данном подходе разработка также разделена на циклы, а в конце каждого рассматривается целесообразность дальнейшей разработки.
Это далеко не все существующие на данный момент модели. Поскольку в каждой из них есть свои слабые стороны, со временем принципы смешивались, подходы обобщались и комбинировались. Так появились гибкие методологи разработки или agile-методы. К ним относят экстремальное программирование, бережливую разработку, фреймворк Scrum, знаменитый Канбан и т.д. Особенностями гибкого подхода являются адаптивность, более интенсивное сотрудничество с заказчиком и его вовлеченность в процесс, готовность к изменениям, первостепенная важность работающего продукта.
Этапы веб-разработки в Webit
В Webit мы придерживаемся итеративной модели, но в том числе используем и гибкие подходы. Для некоторых проектов стандартная схема не подходит, поэтому предлагаем вариант, который устроит и нас, и заказчика. Некоторые этапы ведем параллельно – например, одновременно с версткой работаем над программированием (backend).
1. Сбор требований и разработка прототипов
Данный этап включает в себя сбор информацию, обработку и аналитику входящих данных по проекту. Мы формируем вопросы к заказчику, проводим несколько встреч с участием менеджера проекта, аналитика и дизайнера. Включенность специалистов на данной стадии очень важна, так как от этого будет зависеть дальнейшая эффективная реализация проекта.
Также мы проводим анализ конкурентов и целевой аудитории. Если клиент предоставляет данные о конкурентов, мы изучаем их, но также выполняем самостоятельный анализ рынка. Кроме того, в этап входит постановка целей – для чего будет использоваться сайт или мобильное приложение. Четкие цели позволяют сэкономить время и добиться наилучшего результата.
В среднем отводим до 15 часов на различные уточнения. Могут быть организованы дополнительные встречи по согласованию с заказчиком.
Когда анализ требования завершен, начинаем разработку прототипов – черно-белых макетов всех страниц будущего сайта или приложения. Благодаря макетам заказчик может сразу получить представление о том, как будет выглядеть проект. После их разработки передаем клиенту на оценку, вносим необходимые корректировки и переходим к следующему этапу.
На данный этап может уйти от 2х недель до 1,5 месяцев в зависимости от масштаба проекта.
2. Разработка дизайна и технического задания
После утверждения прототипов, мы переходим к разработке цветных дизайн-макетов будущего ресурса. Дизайнер рисует все страницы или самые основные из них, такие как Главная страница, Страница Услуг, Контакты и т.д. Если речь о веб-сайте, обязательно учитываем адаптивность страниц на мобильных устройствах. После того, как шаблоны готовы, согласовываем их с заказчиком и внедряем правки.
Когда дизайн готов, переходим к разработке технического задания. В нем аналитик прописывает концепцию проекта, будущий функционал, назначение каждого элемента. Написание техзадания занимает около 40 рабочих часов, на составление уходит в среднем 1-1,5 недели.
Техническое задание отдают специалистам на оценку. После этого мы можем вносить изменения в договор и дополнительные соглашения с клиентом, если это потребуется.
На дизайн и техническое задание в среднем тратиться от 1,5 до 1 месяца в зависимости от количества доработок.
3. Верстка и разработка
Когда макеты утверждены и техническое задание согласовано, переходим к следующим этапам – верстке и программированию. Часто эти процессы идут параллельно, процесс разделен на итерации, что облегчает контроль разработки. В процессе верстки создается структура и визуальная составляющая, внедряются интерактивные элементы (формы обратной связи, слайдеры, различные модули). На этапе бэкенда формируется серверная логика и база данных, реализуется функциональность сайта или приложения.
Это самая продолжительная стадия в разработке, она может занимать от 2х месяцев и больше.
4. Тестирование и отладка
После того, как сайт готов, мы обязательно проводим тестирование и отладку ресурса, проверяем, что все работает корректно. При обнаружении багов моментально устраняем их и при необходимости проводим дополнительные тесты.
На тесты уходит от 2х до 4 недель.
5. Внесение контента
Наполняем основные страницы сайта контентом, предоставленным заказчиком. Если у клиента уже был работающий сайт, переносим контент с него вручную или автоматически. На работу уходит в среднем до 3 недель.
6. Публикация
Когда сайт полностью готов и утвержден, мы размещаем его в Интернете и открываем к нему доступ пользователей.
Часто разработка может включать дополнительные этапы, такие как интеграция с различными сервисами, настройка синхронизации с 1C, подключение к сервисам онлайн-оплаты и доставки. Мы также можем предложить обучение сотрудников клиента работе с ресурсом, а также последующую техническую поддержку. В среднем на разработку корпоративного сайта может уйти до 6-7 месяцев, на интернет-магазин – до 10 месяцев. Каждому клиенту предлагаем SEO-сопровождение разработки, поскольку это сильно влияет на эффективность сайта в дальнейшем.