Каждый владелец бизнеса думает, как сделать проект успешным и ищет новые возможности для реализации своих идей. Наверняка, прочитано немало книг на эту тему и пересмотрено множество роликов на YouTube, моя статья отправится в копилку тех предпринимателей, которые хотят понимать, правильно ли движется их бизнес и на что обратить внимание при развитии. Именно поэтому мы поговорим о бизнес-модели S.P.A.C.E., которую может применить любой бизнес независимо от рода деятельности и масштаба. Безусловно, это не панацея, эта модель отражает баланс бизнеса, позволяет избежать перекосов в ту или иную сторону. На приведенных примерах, вы заметите, что можно легко провести параллель между показателями.
Так выглядит S.P.A.C.E. модель
Разберем подробно. Как вы догадались каждой букве присвоено понятие.
Supplier
Это вы как поставщик, ваши специалисты, ваша команда и уровень экспертности, уровень качества товаров. Я привела в пример школу, вуз и аспирантуру. На графике мы видим, что на внешней орбите отмечена школа, в ней учатся все, а значит специалистов (товаров) на этом уровне много и их уровень далеко не самый высокий (не забывайте, что такие специалисты тоже нужны рынку). На среднем уровне – университет, это показатель хорошего уровня экспертности, которые востребованы на рынке, но в данном сегменте обязательно отстраиваетесь от конкурентов. Ближе к ядру относим аспирантуру, в этой области можно найти настоящих профессионалов и узких специалистов, они создают непохожий на другие продукт отличного качества, таких специалистов на рынке мало.
Product
Это продукт, который вы представляете на рынке. Рассмотрим на примере такие товары: хлеб, смартфоны и украшения на заказ. Начнем с внешней стороны орбиты – хлеб. На рынке его много, технологии довольно простые, нет индивидуального подхода к клиентам. На центральной орбите – смартфоны, продукт достаточно сложный, но технологии изготовления известны. Поток стоит на конвейере, нет индивидуального подхода. Ближе к центру – украшения на заказ, здесь применяется индивидуальный подход к каждому клиенту, сложный в производстве продукт. Например, существует сервис, который изготавливает индивидуальные украшения из серебра и золота на 3D принтере.
Average
Это стоимость продукта на рынке. Если ваш продукт дешевый, то вы должны занять место на внешней орбите. Обратите внимание, что показатели взаимозависимы и чем сложнее продукт, тем он дороже, тем больше нужно знаний для его производства.
Customers
Это ваши клиенты, их количество на рынке сбыта. Тут вы должны понимать, сколько людей нуждаются в вашем продукте. Чем ближе к внешней орбите, тем массовей продукт.
Evaluation
Это количество времени, которое затрачивает покупатель на приобретение продукта. Выделим такие показатели: внезапно, по совету друзей или знакомых, коллегия (семейные советы). Например, есть товары из категории внезапно – хлеб, и есть такие, которые требуют долгих обсуждений и покупка может обдумываться несколько месяцев, например, машина или квартира.
Мы рассмотрели с вами основные понятия модели S.P.A.C.E., теперь вы можете применить ее к своему бизнесу, расставив точки на орбите. Помните, чем ближе точка к центру, тем дороже и сложнее становится продукт, а вместе с ним сужается круг потребителей и увеличивается время принятия решений.
Как работает S.P.A.C.E.
На примере ниже я рандомно расставила точки на орбите, вот такой получилась моя модель:
По выделенным точкам понятно, что продукт сложный в реализации, требует индивидуального подхода к каждому клиенту, а для того, чтобы его купить, требуется время. Однако рынке много клиентов, и стоит он дешево. Казалось бы, что этот вариант не так уж и плох, но минусы все-таки есть. Выручка небольшая, т.к. продукт стоит дешево, а платить зарплату необходимо дорогим узкоспециализированным специалистам. Поэтому сбалансируем эту модель так:
Желтые стрелки
Сохраняем качество товара, индивидуальный подход к потребителю и специалистов, однако продукт значительно вырастает в цене, что сокращает количество целевой аудитории. При таком подходе мы продаем мало, но очень дорого и очень высокого качества. Обычно такие продукты относятся к элитному сегменту.
Однако такой вариант не единственный, построим другую диаграмму:
Серые стрелки
Поисковая выдача Google Scholar позволяет понять, что бизнес-модель Space наиболее широко применяется в Иране, Индии, Индонезии и подобных странах, а вот в Европе и США это явление встречается реже. Здесь характерно частое упоминание модели Space в дипломных работах. Быть может, недостаточная распространенность Model Space связана с тем, что результат ее использования зависит от конкретного набора оцениваемых факторов, а не от объективных критериев.
Делаем товар проще в изготовлении, без применения экспертных знаний. В данном случае получаем дешевый товар, который рассчитан на широкую аудиторию.
Мы рассмотрели с вами разные варианты развития бизнеса. Применяйте эту модель и тестируйте, добивайтесь результатов!
На сегодня у меня все. Надеюсь, эта информация была вам полезна и интересна.