Подпишитесь на рассылку компании webit!
Получите полезные письма по интернет-маркетингу.
Подписка оформлена

Как модель S.P.A.C.E. может помочь вашему бизнесу

Каждый владелец бизнеса думает, как сделать проект успешным и ищет новые возможности для реализации своих идей. Наверняка, прочитано немало книг на эту тему и пересмотрено множество роликов на YouTube, моя статья отправится в копилку тех предпринимателей, которые хотят понимать, правильно ли движется их бизнес и на что обратить внимание при развитии. Именно поэтому мы поговорим о бизнес-модели S.P.A.C.E., которую может применить любой бизнес независимо от рода деятельности и масштаба. Безусловно, это не панацея, эта модель отражает баланс бизнеса, позволяет избежать перекосов в ту или иную сторону. На приведенных примерах, вы заметите, что можно легко провести параллель между показателями.

Так выглядит S.P.A.C.E. модель

1

Разберем подробно. Как вы догадались каждой букве присвоено понятие.

Supplier

Это вы как поставщик, ваши специалисты, ваша команда и уровень экспертности, уровень качества товаров. Я привела в пример школу, вуз и аспирантуру. На графике мы видим, что на внешней орбите отмечена школа, в ней учатся все, а значит специалистов (товаров) на этом уровне много и их уровень далеко не самый высокий (не забывайте, что такие специалисты тоже нужны рынку). На среднем уровне – университет, это показатель хорошего уровня экспертности, которые востребованы на рынке, но в данном сегменте обязательно отстраиваетесь от конкурентов. Ближе к ядру относим аспирантуру, в этой области можно найти настоящих профессионалов и узких специалистов, они создают непохожий на другие продукт отличного качества, таких специалистов на рынке мало.

Product

Это продукт, который вы представляете на рынке. Рассмотрим на примере такие товары: хлеб, смартфоны и украшения на заказ. Начнем с внешней стороны орбиты – хлеб. На рынке его много, технологии довольно простые, нет индивидуального подхода к клиентам. На центральной орбите – смартфоны, продукт достаточно сложный, но технологии изготовления известны. Поток стоит на конвейере, нет индивидуального подхода. Ближе к центру – украшения на заказ, здесь применяется индивидуальный подход к каждому клиенту, сложный в производстве продукт. Например, существует сервис, который изготавливает индивидуальные украшения из серебра и золота на 3D принтере.

Average

Это стоимость продукта на рынке. Если ваш продукт дешевый, то вы должны занять место на внешней орбите. Обратите внимание, что показатели взаимозависимы и чем сложнее продукт, тем он дороже, тем больше нужно знаний для его производства.

Customers

Это ваши клиенты, их количество на рынке сбыта. Тут вы должны понимать, сколько людей нуждаются в вашем продукте. Чем ближе к внешней орбите, тем массовей продукт.

Evaluation

Это количество времени, которое затрачивает покупатель на приобретение продукта. Выделим такие показатели: внезапно, по совету друзей или знакомых, коллегия (семейные советы). Например, есть товары из категории внезапно – хлеб, и есть такие, которые требуют долгих обсуждений и покупка может обдумываться несколько месяцев, например, машина или квартира.

Мы рассмотрели с вами основные понятия модели S.P.A.C.E., теперь вы можете применить ее к своему бизнесу, расставив точки на орбите. Помните, чем ближе точка к центру, тем дороже и сложнее становится продукт, а вместе с ним сужается круг потребителей и увеличивается время принятия решений.

Как работает S.P.A.C.E.

На примере ниже я рандомно расставила точки на орбите, вот такой получилась моя модель:

2

По выделенным точкам понятно, что продукт сложный в реализации, требует индивидуального подхода к каждому клиенту, а для того, чтобы его купить, требуется время. Однако рынке много клиентов, и стоит он дешево. Казалось бы, что этот вариант не так уж и плох, но минусы все-таки есть. Выручка небольшая, т.к. продукт стоит дешево, а платить зарплату необходимо дорогим узкоспециализированным специалистам. Поэтому сбалансируем эту модель так:

3

Желтые стрелки

Сохраняем качество товара, индивидуальный подход к потребителю и специалистов, однако продукт значительно вырастает в цене, что сокращает количество целевой аудитории. При таком подходе мы продаем мало, но очень дорого и очень высокого качества. Обычно такие продукты относятся к элитному сегменту.

Однако такой вариант не единственный, построим другую диаграмму:

4

Серые стрелки

Делаем товар проще в изготовлении, без применения экспертных знаний. В данном случае получаем дешевый товар, который рассчитан на широкую аудиторию.

Мы рассмотрели с вами разные варианты развития бизнеса. Применяйте эту модель и тестируйте, добивайтесь результатов!

На сегодня у меня все. Надеюсь, эта информация была вам полезна и интересна.

 

Оставить комментарий